Думаете, качество аудиодорожки в готовом ролике зависит исключительно от профессионализма диктора? А вот и нет! Вклад «бойца невидимого фронта» – звукорежиссера – как минимум, не меньше, а порой и значительно больше. Хотите заглянуть в закулисье профессионального звука? Мы попросили Александра Хонина, звукорежиссера с большим опытом работы, ответить на вопросы.
Расскажите, пожалуйста, кратко, что подразумевает работа звукорежиссера?
Звукорежиссер отвечает за создание звуковых образов, формирование драматургии и общей концепции звука, а также за запись, микширование и обработку звука. Если не вдаваться в подробности, то наша работа подразумевает создание качественного звучания для максимально полной реализации стоящих перед нами задач.
Сколько лет вы уже работаете звукорежиссером и почему решили им стать?
В профессии уже более десятка лет. Связала меня с ней работа в смежных областях, композиторская деятельность. Просто в какой-то момент победило желание всецело контролировать процесс создания масштабных музыкальных и видеопроизведений, воплощать творческие идеи от А до Я.
Как построена ваша работа? Находитесь ли вы в офисе с 9:00 до 18:00 или у вас ненормированный график? Расскажите, как проходит ваш рабочий день?
Рабочий день с 9.00 до 18.00, да. Поскольку на нашей студии система производства отлажена, есть четкое понимание стоящих перед нами целей и задач, это позволяет нам чувствовать себя комфортно в рабочем процессе и действовать максимально эффективно.
Я занимаюсь приемом, обработкой и распределением поступающих в производство заказов между звукорежиссерами, работающими в нашем отделе. Но, помимо этого, и сам занимаюсь записью дикторов и работой над текущими заказами.
Что вас привлекает в работе больше всего?
Творческая реализация. Я считаю, что возможность заниматься любимым делом, развиваться, получать новый опыт, знания, навыки – это главное для любого человека. Мне повезло, я нашел себя в профессии и с удовольствием продолжаю идти по этому пути.
Есть ли у вас подчиненные, помощники, или со всеми задачами справляетесь самостоятельно?
В нашем отделе на данный момент работает три звукорежиссера. Но все задачи, связанные с сервисом Аудио+, в данный момент выделяются в новый отдел, где будет свое производство и свои звукорежиссеры.
Бывают ли проблемы в коммуникации с дикторами? Если да, то как решаете эту проблему?
Сложности возникают крайне редко. Ведь мы работаем с профессионалами, а они, благодаря своему опыту, «на лету» ловят суть стоящей перед ними задачи и выполняют все требования заказчика.
Бывают ли сложные и непонятные задачи со стороны клиента?
Да, бывают, поскольку мы работаем в творческом поле, то не всегда у клиента получается четко сформулировать задачу, объяснить, что именно он хочет получить на выходе. Но, в то же время, надо понимать, что речь здесь идет не о сложности самой задачи: я, например, уверен, что на рынке просто не существует такого продукта, который мы не смогли бы воплотить в звуке. Все-таки у нас в штате работают очень опытные и профессиональные звукорежиссеры. Мы, естественно, всегда максимально плотно взаимодействуем и с нашими менеджерами, и с заказчиками, потому что такой способ гарантирует наиболее быстрое и эффективное выполнение стоящих перед нами задач.
Если у вас и клиента диаметрально противоположные взгляды на ролик, как выходите из ситуации?
Любой продукт можно реализовать разными способами, ведь, в конечном итоге, это не споры на кухне о вкусах, а профессиональная деятельность, и мы создаем коммерческий продукт. Поэтому, если клиент считает, что ролик будет выгоднее смотреться именно в том виде, в каком он представляется ему и он на этом настаивает, Бог ему судья J(это я шучу, конечно же). При необходимости, мы всегда идем навстречу заказчикам, все-таки, правила «кто платит, тот и заказывает музыку» никто не отменял. J
Сложности какого характера чаще всего встречаются в работе?
Сложности – это когда у тебя нет опыта решения встающих перед тобой задач, а когда этот опыт есть, все просто.
К числу часто возникающих вопросов относится хронометраж – очень часто клиенты хотят уместить слишком большой объем текста в слишком маленький отрезок времени, что не может не сказываться на качестве конечного результата. Нередко возникают проблемы с выбором музыкальной подложки: иногда непросто найти взаимопонимание при выборе музыки, не всегда сразу удается найти общий язык, правильно понять друг друга. Но опыт и профессионализм наших звукорежиссеров и менеджеров помогает преодолевать эти трудности. Поэтому мы всегда быстро находим выход из ситуации.
Можете ли вы сказать, что знаете оборудование, как свои пять пальцев? Или же аппаратура совершенствуется и приходится постоянно учиться, следить за тенденциями и узнавать что-то новое?
На установленном в нашей студии оборудовании могу работать с закрытыми глазами, но с открытыми ушами и сердцем. J Безусловно, знаю его досконально. А вот программное обеспечение постоянно совершенствуется, и мы, конечно, следим за современными трендами: регулярно изучаем новые плагины для обработки звука, осваиваем новые версии старых программ и учимся работать с новыми. Ведь главная цель нашей работы – это максимальная эффективность, слаженность и взаимопонимание. Но каждый звукорежиссер имеет собственные «фишки» в работе, свой индивидуальный инструментарий, который позволяет наиболее полно, а главное, быстро воплотить в жизнь задуманное.
Есть ли у вас какие-либо правила или принципы относительно работы (например, никогда не работать в отпуске или не записывать ролики для алкогольных магазинов)?
Работа с заказами явно мошеннического характера или выходящими за рамки законодательства – однозначное табу. Но если говорить об убеждениях, то для каждого из нас этот вопрос сугубо индивидуальный: например, мой коллега, Олег Демин, диктор и менеджер по совместительству, не будет рекламировать сигареты и алкоголь по своим моральным убеждениям, и я его в этом поддерживаю. Есть и обратная сторона этого вопроса: все мы – люди, всем нам хочется кушать, да и вообще, не всегда нужно становиться в позу. На дворе кризис, на границах война, террористы взрывают метро… Будем жить! J
Есть ли среди звукорежиссеров особые приметы или «ритуалы» (например, если встать с левой ноги, то оборудование будет весь день выходить из строя и т.п.)? Или у вас есть собственные приметы?
Нет, я не суеверен. Это мешает и в работе, и в жизни.
Скажите, пожалуйста, изменились ли аудиоролики на ваш взгляд за последние, скажем, 10 лет?
Да, изменились, и не могу сказать, что в лучшую сторону. Выход на рынок огромного количества фирм, предлагающих за «сущие копейки» изготовить «качественный рекламный продукт», компенсирующих озвученную цену низким качеством и непрофессионализмом в целом, опустили общую планку.
Спасибо, Александр! И, в заключение, хотелось бы узнать, как вы считаете, развивается ли ваше направление ‒ создание именно аудиороликов? Если развивается, то в какую сторону? Возможно, у вас есть несколько идей о том, что ждет ваше направление деятельности в дальнейшем?
Вы знаете, ничто не вечно под солнцем. А загадывать – дело не самое благодарное! Будем работать! J
Кстати, если у вас остались вопросы к Александру Хонину, вы можете задать их в комментариях, а мы обязательно попросим его ответить на них.
Материал подготовлен Аудио-Реклама.ru
Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.