Диджей на музыкальной радиостанции — все еще очень востребованная творческая профессия, хотя творчества в ней сегодня почти не осталось. Что и почему изменилось — делится опытом и немного сожалеет Владимир ТРЕПИТОВ.
Считается, что первым радиодиджеем был основатель пиратского Radio Caroline Томас Лодж. Есть и ещё варианты, например американский журналист Мартин Блок, но он, скорее, первый работник радио, которого в 1935-ом назвали диджеем (авторство самого термина приписывают великому американскому газетному сплетнику Уолтору Уинчелу, который вошёл в историю за публичные выступления против Гитлера, когда так делать было ещё не принято). У канадского инженера Реджинальда Фессендена тоже есть заслуги перед профессией: в 1906 году, ещё прежде чем появились первые радиостанции, он транслировал на несколько кораблей в Атлантике чтение библии, пение и игру на скрипке.
Но Лодж, конечно, по-настоящему первый, если считать, что диджей — это тот, кто ставит музыку и что-то говорит в микрофон. Вместе с несколькими хиппи он в 1964-ом купил, а может, и угнал, рыбацкую шхуну, установил на мачту передатчик и, выйдя в нейтральные воды, начал вещать на Британские острова, конечно, не платя налоги и не подчиняясь сухопутному праву.
Именно Лодж и его коллеги, кроме радиопиратства, изобрели, или, скорее, «наговорили», жанр, который сегодня принято называть dj-talk, а правильнее — rj-talk (где «r» — радио), потому что радиоведущий не играет музыку, а ставит её, да и не так важна здесь музыка, как слова. Эти слова ведущего — и есть rj-talk, или подводка.
Семь утра в столице — новости — песня, песня, песня — прогноз погоды — рекламный блок — песня, песня, песня — рекламный блок — пробки. Ну и так далее. С 1964-го практически ничего не изменилось — послушайте любую современную музыкальную радиостанцию. А задача диджеев, которых один из героев величайшего фильма о радио «Части тела» называл «бешеными собаками», — связывать все эти элементы. Хронометраж выхода — от 20 до 30 секунд. Пять-шесть раз в час. И на конкретной минуте, чаще всего перед рекламным блоком, чтобы удержать аудиторию.
Удержать — главное слово. Если человеку нечего сказать или он с трудом связывает слова в предложения, согласитесь, вряд ли ему быть душой компании. С диджеями так же. «Не включай микрофон, если нечего сказать», — Юрий Аксюта, которого в профессиональном сообществе, без особого энтузиазма, но признают первым российским диджеем (просто за факт), в одном из своих интервью сказал, что это главное, чему он научился у французов — тех самых, что открыли первую в России fm-станцию «Европа Плюс» и сделали Аксюту первым диджеем.
Идеальный rj-talk — это реплика в диалоге. Понятно, что реального диалога может и не быть, но у слушателя должно быть ощущение, что всё, сказанное диджеем, сказано для него и ему. Сделать такую подводку сложно. Каждый выход в эфир — это такой микроскопический театр у микрофона на 20 секунд. А лучше — продолжение жизни ведущего. Она, конечно, допридумана и улучшена, но все равно там должно быть слышно живого человека.
Если сказанное в приёмнике заставило вас перестать думать о своём или даже улыбнуться, значит, rj-talk удался. Но сейчас таких почти нет. Жанр, в котором и так очень много формального, всё больше формализуется: темп, интонации, уровень эмоциональности, перечень тем, обращение к слушателю, лексика — все унифицируется. Подводка превращается в конструктор, диджей просто меняет местами элементы. Жизнь остаётся только в блоках, где работают ведущие эфира, вроде Стиллавина и Комолова, но это уже другая профессия.
Есть условно каноническая классификация радиодиджеев. На радио вообще всё, что касается методологии — условность. Первым практически ничего не позволено говорить в эфире: время, приветствие, название радиостанции, ну и анонс треков. Вторые могут добавлять найденную и отредактированную «под ухо» информацию: чаще всего это новости шоу-бизнеса, обычно об исполнителе из плейлиста. Третьим позволено шутить, а точнее, им разрешено личное мнение. Это топ-уровень, они своего рода люди-суббренды радиостанции: считается, что эфир слушают не из-за эфира, а из-за них.
Сейчас же большая часть радиостанций работает в обезличенном, так называемом европейском формате. Ведущий там не «бешеная собака», что, кстати, вполне себе комплимент, но и не душа эфира — скорее, элемент его оформления. Человек-джингл. Симулякр-мотиватор. Очень близкий по функционалу к голосовому помощнику слушателя. Это не грустно и не плохо, это легко усваиваемый и продаваемый продукт. Послушайте музыкальные российские радиостанции из первой пятёрки: отличный эфир, где все элементы, от заставки новостей до темпа речи ведущего, сотканы в единую звуковую ткань. Такое радио можно слушать часами. Не потому что нравится музыка, а потому, что не отвлекает.
Музыкальное радио, которое задумывалось как собеседник, уходит всё глубже в фон. Возможно, это ещё и следствие увеличения числа разговорных станций — поле смыслов заняли они. И хотя аудитория музыкальных станций суммарно не уменьшается, поговорить там уже не с кем. Видимо, люди, которые делают радио, слишком буквально стали воспринимать слово «формат». Есть ещё и боязнь потерять аудиторию — ведь то, что выбивается из усреднённого звукового потока, может быть не принято. А музыкальное радио в выбранном сегменте должно быть понятным и нравиться всем, причем как можно дольше в течение дня.
Неизвестно, когда точно музыкальное радио перестало общаться с человеком, но сейчас это очевидно односторонний процесс: трансляция жизнерадостности, усредненного лайф-стайла. Человек не ищет человека, человека нашёл продукт. С другой стороны, и Лодж в конце концов устроился на BBC...
Материал подготовлен Аудио-Реклама.ru
Использование всего текста или его фрагментов, разрешается только со ссылкой на эту страницу.